Слово «комплаенс» происходит от английского глагола «to comply», которому в русском языке наиболее близко слово «исполнять». Комплаенс что это. Английское слово «compliance» в широком смысле подразумевает соответствие определенным требованиям, согласие с ними, готовность придерживаться установленных правил и соответствовать системе неких, данных извне норм.
В медицине Комплаенс что это
У профессионалов в медицинской среде под комплаентностью, комплаенсом подразумевается степень приверженности пациента предписанному лечению.
Зависит от личности пациента, от убедительности, профессионализма и личной харизмы лечащего врача. Не последнюю роль играют и параметры самого лечения — кратность приема лекарств, болезненность терапевтических процедур, степень выраженность побочных эффектов принимаемых больным лекарств и т. п.
В сфере бизнеса и финансов Комплаенс что это
Термин широко используется также в банковской сфере и в бизнес-среде. Здесь под ним понимают выполнение, в первую очередь, финансовых обязательств.
Кроме того, понятие описывает соблюдение всеми участниками требований как внешнего законодательства, так и внутренних поведенческих, этических и иных норм.
Существуют специальные термины «комплаенс-риски» и «комплаенс-контроль». Риски включают в себя риски такого поведения компании-партнера, которое будет противоречить взятым им на себя обязательствам или государственным законам.
Регулирующим отношения в рассматриваемой сфере. Подразделения контроля следят за соблюдением законности поведения всех участников профессиональных отношений.
Принципы контроля
Базельский комитет по банковскому надзору в апреле 2005 года издал документ «Комплаенс и кокомплаенс-функция в банках». Содержание документа на русском языке отражено в письме Банка России от 2.11.2007 №173-Т.
В данном документе Базельский комитет определил принципы комплаенса в банках:
1 Ответственность совета директоров за общий контроль в управлении рисками. Совет директоров должен утвердить политику банка по комплаенсу, документ. На основании которого создаётся постоянная и эффективная функция. И не реже одного раза в год оценивать эффективность управления в данной сфере.
2, 3, 4 Ответственность исполнительных органов за эффективное управление риском. В том числе принятие и доведение до служащих банка политики по комплаенсу. Обеспечение её соблюдения и отчётность перед советом директоров по управлению риском, создание постоянной. И эффективной функции как части реализации политики банка по комплаенсу.
Статус и контроль
5 Независимость функции, подразумевающая наличие официального статуса в организации; наличие руководителя комплаенса с общей ответственностью за координацию управления риском; исключение возможности конфликта интересов персонала между их обязанностями. По управлению рисками и иными возложенными на них обязанностями.
Наличие необходимого доступа к информации для исполнения персоналом своих обязанностей. Статус руководителя комплаенса должен быть достаточно высоким, он должен быть либо членом исполнительных органов. Или подчинятся единоличному исполнительному органу или члену правления, не связанному с управлением бизнес-подразделениями.
6 Наличие ресурсов для эффективного исполнения обязанностей в сфере комплаенса.
7 Обязанности функции заключаются в содействии исполнительным органам в эффективном управлении рисками.
- Консультации (исполнительных органов о законах, правилах и стандартах и информирование. О последних изменениях в этой сфере);
- Инструктаж и обучение (содействие в обучении персонала по вопросам комплаенса);
- Выявление, оценка и анализ риска (в упреждающем порядке выявление. Документирование и анализ -рисков, включая разработку новых продуктов и бизнес-процедур, новых видов отношений);
- Контроль, проверка, отчетность (руководитель регулярно должен отчитываться перед исполнительными органами);
- Установленные законом обязанности и взаимодействие;
- Программа.
8 Взаимодействие с внутренним аудитом. Предмет и масштаб деятельности функции должны регулярно проверяться службой внутреннего аудита. Функция и служба внутреннего аудита должны быть независимы друг от друга. Чтобы гарантировать независимость проверки деятельности функции.
9 Международные вопросы.
10 Аутсорсинг. Аутсорсинг отдельных задач функции допустим. Но они должны быть под соответствующим контролем со стороны руководителя функции. Управление рисками должно считаться одним из основных направлений управления рисками в организации.
Сфера интересов комплаенс-контроль функции достаточно обширна. Она включает спектр вопросов от порядка информирования работников, до формирования норм поведения в банке.
Согласен! Комплаенс отвечает практически за все сферы деятельности в банке! Вернее пишет инструкции😁